- Клейн
- , Ив (Klein, Yves) 1928, Ницца — 1962, Париж. Французский художник. Родился в семье живописцев, однако специального образования не получил. В 1944—1946 посещал школу моряков торгового флота и школу восточных языков в Ницце. Занимался на курсах дзюдо; при посещении Японии в 1952—1953 получил черный пояс мастера дзюдо и в дальнейшем зарабатывал на жизнь профессией инструктора по этому виду восточных единоборств. В конце 1940 — начале 1950-х много путешествовал, посетив Италию, Германию, Англию, Японию, Испанию. С 1955 обосновался в Париже. К началу 1950-х относятся его первые монохромии — полотна, ровно окрашенные одним цветом. Миросозерцание Клейна, сложившееся под влиянием восточных и западных мистических учений, влекло его к поискам некого абсолюта, "пустой формы", символизирующей свободное от материальных проявлений духовное начало. В результате долгих экспериментов он нашел нужный ему синий тон, соответствующий идее бесконечности, сокращенно названный им IKB (International Klein Blue). Этот цвет безраздельно царит и в гладко окрашенных полотнах, и в монохромиях с неровной, волнующейся поверхностью, и в рельефных картинах с губками, пропитанными той же краской (IKB 160 c. Голубая волна, 1957, частное собрание; IKB 190, 1959, Кёльн, галерея Гмужинска; RE 19, 1958, Кёльн, Музей Людвига). Этим фирменным цветом Клейн покрывал и слепки с античных статуй, и муляжи с фигур своих друзей (S 41. Синяя Венера, частное собрание; Портретный рельеф Армана, 1962, Париж, Нац. музей современного искусства). Другая сфера деятельности Клейна — так называемые антропометрии (ANT) — оттиски тел натурщиц, покрытых синей краской. Сама процедура обставлялась художником как своего рода магический ритуал и стала одним из первых образцов перформанса. При переводе холстов в вертикальное положение отпечатки человеческих тел уподобляются теням, летающим призракам (ANT 79. Хиросима, ок. 1961; ANT 96. Люди начинают летать, 1961; обе — Хьюстон, собрание Менил). В эксцентричных акциях Клейна выразилось его стремление к дематериализации искусства, к замене художественной формы условным обозначением вездесущей духовной энергии (выставка под названием "Пустота" — совершенно пустые залы в галерее Айрис Клерт, 1959; продажа за чистое золото "зон имматериальной чувствительности" с последующим выбрасыванием золотой фольги в реку, 1959—1962; зафиксированный на фотографии Прыжок в пустоту, 1960). В 1960 Клейн вступил в объединение "Новые реалисты", став в нем одной из ведущих фигур. В 1961 совершил поездку в США. В том же году в Крефельде, в музее Хаус Ланге, представил "скульптурные" композиции из пламени и создал несколько "огненных картин", обработав панели горящим газом. В серии Космогоний, где картины подвергались воздействию ветра, дождя, солнечных лучей, художник стремился продемонстрировать единосущность человеческого творчества и творчества природных стихий. После смерти, случившейся от сердечного приступа, Клейн получил широкое признание как один из зачинателей авангардных направлений 1960-х.Лит.: Restany P. Yves Klein. Paris, 1990; Weitemeier H. Yves Klein, 1928—1962. Koln, 1995; Yves Klein: Catalogue de l’exposition. Paris, 1983.В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.